Главная сайта.
Страница ЖДМ 1959.
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА.
Обзор эксплуатационной работы и технического оснащения.1959г.


ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КНР

ОБЩИЙ ОБЗОР

После образования Китайской Народной Республики в октябре 1949 г., окончания военных действий и изгнания националистского правительства1 на остров Тайвань (Формоза) руководство железных дорог столкнулось с гигантской задачей восстановления старых и строительства новых магистралей.
К концу 1955 г. было восстановлено около 10 000 км разрушенных линий, построено 3 959 км новых однопутных I 156 км двухпутных железнодорожных линий.
Среди новых железнодорожных линий: Чэнду — Чунцин ж. д., открытая для движения в 1956 г. и являющаяся важнейшей артерией юго-запада страны; Цзинин — Эрлянь К. д., соединяющая Монгольскую Народную Республику и КНР. Эта дорога была открыта для движения в конце 1955 г.
Другие новые железные дороги: Баоцзи — Чэнду ж. д., соединяющая центральные районы с северо-западом и юго-западом Китая;. Фынтай — Шачэн, Тяньшуй — Ланьчжоу; Ланьцунь — Яньтай (Чифу), Литан — Чжаньцзян, а также несколько заводских и лесовозных железных дорог.
На Ланьчжоу — Синьцзянской ж. д., являющейся продолжением Хайчжоу — Ланьчжоу ж. д. и представляющей важнейшую железнодорожную магистраль Восток—Запад, укладка пути доведена до Юймынь. Эта магистраль требовала тяжелых строительных работ, в том числе строительства туннеля Усяолин, который был сдан в эксплуатацию в мае 1954 г.
Строительство большого моста через реку Янцзы между городами Учан и Ханькоу должно быть по плану завершено в 1958 г. Однако работы идут таким темпом, что возможно завершение строительства еще в 1957 г. Это будет двухъярусный мост общей длиной 1 700 м. Непосредственно над рекой мост должен иметь 9 пролетов. Нижний ярус моста двухпутный, верхний ярус имеет ширину, достаточную для движения автомашин в 6 рядов, и, кроме того, по обе стороны проезжей части верхнего яруса имеются широкие тротуары. Пассажирские лифты обеспечивают доступ на верхний ярус моста с уровня реки. Расстояние между уровнем воды и фермами моста позволяет свободное движение самых больших пароходов, плавающих по реке. Хотя в последние шесть лет был сделан значительный прогресс в деле строительства магистральных железных дорог и продолжения существующих линий, в настоящее время осуществляется грандиозный план по расширению сети железных дорог, их пропускной способности для удовлетворения потребностей развивающейся экономики страны.

1 Колики Чан Кайшн. (Прим. перев.)

Ширина колеи: 1435 мм, частично 1524 мм и узкая колея.
Эксплуатационная длина (31 декабря 1955 г.) 26 931 км (исключая заводские и другие специальные железнодорожные линии).

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Если принять показатели 1950 г. за 100%, то получим следующие данные для 1955г:
Капиталовложения 623
Количество перевезенных грузов 247
Количество перевезенных пассажиров 124
Среднесуточный пробег грузового локомотива 113,8
Средний вес поезда брутто 136,3
Стоимость перевозки 89,4
Общие эксплуатационные доходы 417,4
Средняя заработная плата одного рабочего или служащего 186

С 1952г., когда началось движение за полную нагрузку вагона, превышающую обычную нагрузку, и пятисоткилометровый суточный пробег локомотива, по всем показателям эксплуатационной работы железных дорог стали заметны большие улучшения. Время оборота грузового вагона сократилось на 0,35 суток по сравнению с 1950 г.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ И ОБУЧЕНИЕ

Затраты администрации железных дорог на выплату заработной платы больным, рабочим на вредном производстве, женщинам во время отпуска по беременности, а также на бесплатную медицинскую помощь и лекарства для рабочих и служащих, а их семьям за 50%-ную плату, составляют 7% от суммы заработной платы всех рабочих и служащих. Созданы специальные технические школы, число учащихся в которых увеличивается с каждым годом.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СООБЩЕНИЯ

В настоящее время курсируют пассажирские поезда между Пекином и Москвой, Пекином и Пхеньяном, Пекином и Улан-Батором.
К концу 1958 г. эксплуатационная длина железных дорог Китайской Народной Республики составляла 31 193 км, в том числе около 3 тыс. км двухпутных.
Кроме того, на острове Тайвань, временно оккупированном чанкайшистами, имеется железная дорога общего пользования протяжением 915 км и свыше 3860 км железных дорог частных компаний.
В первую пятилетку (1953 — 1957 гг.) было сооружено 4 920 км новых линий и уложено около 1 300 км вторых путей. В 1958 г. построено 3 564 км, включая 900 км вторых путей.
Одним из главных объектов железнодорожного строительства в годы второй пятилетки (1958—1962 гг.) является магистраль Ланьчжоу — Актогай протяженностью 2 350 км.
Ноьая магистраль, которую намечено сдать в эксплуатацию в 1960 г., пройдет через горный хребет Усолин, горы Циляншань и пустыню Гоби. Эта линия будет иметь большое значение для освоения ресурсов Северо-Западного Китая и дальнейшего развития экономических связей с Советским Союзом.
Первостепенное значение имеет также строящаяся линия Нэйцзян — Куньмин протяжением 789 км. В Юго-Западном Китае продолжается строительство дороги Чунцин — Гуйян протяженностью 340 км. Эта дорога свяжет важный экономический центр провинции Сычуань Чунцин с главным городом провинции Гуйчжоу Гуйяном.
В Центральном и Южном районах Китая строится магистраль Цзюаньчжоу — Дали протяженностью 2 900 км, которая пересечет провинции Фуцзянь, Цзянси, Хунань, Гуйчжоу и Юньнань. Строительство ведется одновременно на нескольких участках: Чжанмин— Луньян, Сян-тань—Дуюнь, Жунфын — Шуйшйн.
На Юго-Востоке Китая досрочно закончено строительство линии Интань — Сямынь протяженностью 698 км, идущей к крупному морскому порту Сямынь (Амой). На линии проложено 46 туннелей, возведено 155 мостов и 1 600 труб общей протяженностью 40 км.
В провинции Фуцзянь строится железная дорога протяженностью 210 км от Наньпина (на линии Интань — Сямынь) до Гуаньтоу на берегу Восточно-Китайского моря.
В 1958 г. закончено строительство железнодорожной линии Баотоу — Ланьчжоу, которая обеспечит дальнейшее развитие хозяйственной и культурной жизни Северо-Западного Китая.
На этой магистрали протяженностью 1 100 KJK выполнено 48 млн. м3 земляных работ, сооружено 1 010 мостов и виадуков, 17 туннелей и т. д.
Началось строительство новой дороги Ланьчжоу—Цин-хай (1 200 км), которая в дальнейшем будет продолжена до гор. Лхасы (Тибет).
Планируется строительство новых магистралей Сиань — Ханькоу и Сиань — Баотоу, открывающих путь каменному углю провинции Шэнси к металлургическим комбинатам в Баотоу и Ухани.
Помимо строительства новых дорог, в КНР проводится техническая реконструкция существующей сети и, в частности, магистралей Баоцзи—Ланьчжоу, Харбин—Бэйань, Суйхуа — Цзямусы, Шанхай — Нанкин, Тайяань — Фын-линду и Шэньян — Гирин, отличающихся наиболее интенсивным движением. На значительном числе участков, прокладываются вторые пути. Общее протяжение мостов составляло в 1957 г. 442 км. Самый большой мост в Китае через р. Хуанхэ на линии Пекин — Ханькоу, длина его 2 953 м.
В 1957 г., на год раньше срока, закончено строительство большого моста через р. Янцзы у гор. Ухань. Этот мост соединил магистральную железнодорожную линию Пекин—Ханькоу с магистралью Ханькоу—Гуанчжоу и связал в один крупный экономический центр Ухань три города — Учан, Ханькоу и Ханьян.
Ведется подготовка к строительству еще трех больших железнодорожных мостов: у городов Нанкина. Уху и Иду. В период с 1953 по 1957 г. в труднейших геологических условиях были построены туннели общей длиной 150 000 пог. м, в том числе туннели Ляньфын длиной 4 260 м и Дунцзялин—3 325 л, туннели Цинлин, Дямаши, Фынлин длиной от 2 000 до 3 000 м, туннели Дг-Хуошан, Бамягоу — более 2 000 м.
На таких грузонапряженных магистралях, как Пекин — Шэньян (грузонапряженность этой линии в 1956 г. достигла 35 млн. ткм брутто на 1 км эксплуатационной длины), произведена сплошная смена легких рельсов на более тяжелый тип весом 50 кг/пог. м, на линиях Пекин — Ханькоу, Пекин — Шанхай уложены рельсы весом 43 кг/пог. м и более- Поставлена задача в ближайшие годы на линиях грузонапряженностью свыше 18 млн. ткм/км уложить рельсы весом 50 кг/пог. м, а на прочих линиях — 43 кг/псг. м. Принята стандартная длина рельсов 12,5 и 25 м. С 1956 г. прекращена укладка в путь непропитанных шпал. На 1 км главного пути укладывается от 1 600 до 1840 шт., на кривых участках-до 1840—2 000 шт. На щебень уложено 80% главных и 60% станционных путей.

В 1956 г. началась модернизация наиболее распространенного типа паровоза МК-1 (1-4-1), а также серийное производство нового мощного отечественного паровоза «Мир».

Основные характеристики его следующие:
Колесная формула 1-5-1
Вес в рабочем состоянии 133 т
Сцепной вес 100
Полная длина 1 6 25 0 мм
Максимальная мощность 2 780 л. с.
Диаметр движущих колес 1 500 мм
Конструкционная скорость 80 км,ч

Намечено широкое внедрение электрической тяги. Электрификация будет осуществляться с применением однофазного переменного тока напряжением 25 000 в и частотой 50 гц.
Во второй пятилетке будет электрифицировано около 1 000 км грузонапряженных линий. Заканчивается электрификация первого участка с уклоном 30°/00 Баоцзи — Фынчжоу (94 км) на магистрали Баоцзи —Чэну и ведутся работы по электрификации на участках Баоцзи—Тяньшуй (155 км), Фыктай —Шачен (104 км) и Тайюань — Шосянь (226 км).

Вагонный парк состоит в основном из четырехосных вагонов. Средняя грузоподъемность четырехосного вагона 34,8 т. С 1956 г. строятся только четырехосные вагоны подъемной силой 50 — 60 т. Вагоны оборудованы автосцепкой и автотормозами.
В первой пятилетке выпуск грузовых вагонов увеличился на 50% за счет собственной постройки и закупки вагонов в СССР, ГДР, Польше и Румынии.

Технико-экономические показатели работы железнодорожного транспорта непрерывно улучшаются. Так, в 1950 г. оборот вагона составлял 3,34 суток, а в 1958 г. снижен до 2,75 суток.
Средний вес грузового поезда брутто повысился в этот период с 1 016 до 1 55 т и статическая нагрузка вагона увеличилась с 26,6 до 37,6 т. Техническая скорость грузового поезда в 1956 г. составляла 37,9 км/ч.

В 1958 г. по железным дорогам Китая было перевезено 381 млн. т грузов и 344 млн. пассажиров. Грузооборот в 1958 г. составил 185,7 млрд. ткм и пассажирооборот около 40 млрд. пассажиро-км. По сравнению с 1952 г. объем перевозок грузов возрос в три раза и пассажиров в два раза.


Hosted by uCoz