Главная сайта.
Страница ЖДМ 1959.
Югославия.

ЮГОСЛАВСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Карта железных дорог.(0,15Мб)

(J. D. Z.)
Адрес Главного управления: Белград

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Когда после первой мировой войны образовалась Югославия, ей в наследство досталась довольно смешанная сеть железных дорог, состоящая из системы ширококолейных линий в Хорватии и Словении, отдельной системы узкоколейных линий в Боснии, Герцеговине и Южной Долмации и системы железнодорожных линий частично широкой колеи, частично узкоколейных бывших Государственных железных дорог Сербии, в значительной мере разрушенных в результате военных действий.

Между первой и второй мировыми войнами югославское правительство предприняло энергичные меры для укрепления железнодорожной сети. Было улучшено состояние линии Любляна — Загреб — Белград — Ниш — Кариброд в соответствии с установленным стандартом для международных линий, а на участке Новска — Белград этой линии уложен второй путь. Участок Загреб — Сасак был полностью реконструирован и от него на юг Лог. Сплит была построена новая линия широкой колеи. В 1925 г. сеть узкоколейных железных дорог Боснии была соединена с сетью железных дорог Сербии сооружеением линии Вардисте — Ужице протяженностью 35 км. Завершением строительства путей на участках Чачак — Лайковац в 1922 г. и Обреновац — Белград в 1928 г. было обеспечено сквозное сообщение по узкоколейным линиям между Белградом и Дубровником.

Во время второй мировой войны югославские железные дороги вновь подверглись тяжелым разрушениям. После прекращения военных действий были произведены крупные восстановительные работы. Кроме того, тогда же было начато строительство ширококолейной соединительной линии между станцией Винковци на магистрали Загреб — Белград и г. Сараево.

Ширина колеи — 1 435 мм;
на узкоколейных линиях— 760 и 600 мм.

Эксплуатационная длина: в соответствии с пятилетним планом эксплуатационная длина железных дорог с 1947 по 1951 г. возросла до 11 750 км. В 1939 г. общая эксплуатационная длина железных дорог составляла 10 710 км, в том числе 7 392 км линий широкой колеи и 3 318 км узкоколейных.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ

Тип рельсов — широкоподошвенный.
Шпалы — деревянные пропитанные.
Балласт — щебень.

Уклоны — из общей эксплуатационной длины железнодорожных линий довоенного времени 40% приходится на участки, расположенные на площадках, и 60% на участки, находящиеся на уклонах. На горных линиях имеются очень большие уклоны, включая участок с зубчатой рейкой с уклоном 62,5°/00 на узкоколейной дороге Сараево — Дубровник.

ЭКСПРЕССЫ

Наименование: «Тауэрн экспресс».
Маршрут: Любляна — Загреб — Белград
Расстояние: 574 км.
Время хода по расписанию: 9 ч 57 мин.
Средняя скорость: 57,7 км/ч.
Периодичность обращения: ежедневно.

ВАЖНЕЙШИЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Югославские железные дороги изобилуют виадуками, мостами и туннелями. Сообщалось, что около 60% мостов было разрушено или повреждено во время второй мировой войны.

Мосты.
Самым большим мостом является мост через Дунай между станциями Белград и Панчево. Построенный в 1935 г. этот мост имеет 7 главных пролетов с пролетными строениями в виде решетчатых ферм и несколько коротких пролетов на подходах.

Туннели.
Караванкский туннель, пересекающий австро-югославскую границу к северу от Есенине, был открыт в 1905 г. Длина туннеля на территории обеих стран составляет 7,98 км. Открытый в 1906 г. Вохейнский туннель имеет общую длину 6,34 км. Протяженность одного из многочисленных туннелей на линии Белее—Битола в Южной Сербии* составляет 2,5 км. Сарганский туннель на линии Вардисте — Ужице, открытый в 1925 г., имеет длину 1,5 км.

* Линия проходит по территории Македонии. (Прим. пер.)

ГАБАРИТ

В Югославии применяется габарит, установленный Бернской международной конференцией. На железных дорогах широкой колеи может применяться также габарит I бывш. Объединенной администрации центрально-европейских железных дорог (V.M.E.).

СЕРИИ ПАРОВОЗОВ

Паровозы серии 01-14 и 101-114 — пассажирские тендерные.
Паровозы серии 15-19 и 115-119 — магистральные тендерные.
Паровозы серии 20-49 и 120-149 — грузовые.
Паровозы серии 50-59 и 150-159 — тендерные, обслуживающие движение местного значения.
Паровозы серии 60-69 и 160-169 — маневровые.
Паровозы серии 70-94 и 170-194 — колеи 760 мм.
Паровозы серии 95-98 и 195-198 — колеи 760 мм для линий с зубчатой рейкой.
Паровозы серии 99-2 — колеи 600 мм двухосные.
Паровозы серии 99-3 — колеи 600 мм трехосные.
Паровозы серии 99-4 — колеи 600 мм четырехосные.

ДОПОЛНЕНИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

В 1957 г. эксплуатационная длина железных дорог ФНРЮ составляла 11 760 км, в том числе колеи 1 435 мм — 8 874 км. Протяжение электрифицированных линий, включенных в эксплуатационную длину, составляет 169 км.

В послевоенный период в Югославии проводится строительство новых железных дорог. С 1947 по 1957 г. построено 1,1 тыс. км новых линий. Наиболее важные новостройки: Шамац — Сараево (242 км), Би-хач — Книн (115 км), Брчко — Бановичи (89 км), Баня— Лока — Добой (89 км), Шабац — Зворник (64 км), Кур-шумлия — Пришчина (71 км), Гарче Петров — Гостивар (69 км), Никшич — Титоград (56 км), Кральево — Чачак (36 км). Прокладывается Адриатическая магистраль Белград — Бар, которая соединит каменноугольный бассейн Колубара, лесные зоны боснийско-сербского пограничного района и черногорские бассейны бокситовых и нефтяных месторождений.

Намечается строительство новых железных дорог в Македонии от Куманово до Крива-Паланки и от Бакарно Гумно до Сопотница, в Сербии — Бродница — Майданпек, Бор — Вражогрнац и Деспотовац — Равна река, в Хорватии — Книн — Задар. В Загорье прокладываются железные дороги от Савски Мароф до Кумровца и от Банова Яруга до Гарешница.

В 1957 г. перевезено 56,6 млн. т грузов и выполнено 13,0 млрд. ткм. Перевозки пассажиров в 1957 г. составили 170,6 млн. пассажиров.

Подвижной состав югославских железных дорог разнотипен. Локомотивный парк состоит в основном из паровозов. Собственного паровозостроения в Югославии нет. Пополнение локомотивного парка паровозами новых конструкций и новыми видами локомотивов идет медленно. За период с 1939 по 1957 г. количество локомотивов уменьшилось (с 2 295 до 2 267). Имеется 21 электровоз.
Количество грузовых вагонов за период с 1939 по 1957 г. увеличилось на 15 тыс. единиц—53,5 до 68,4 тыс. единиц, а пассажирских вагонов — на 400 единиц — с 3,6 тыс. до 4 тыс.

В 1957 г. имелось 207 км электрифицированных линий. Намечается также введение тепловозной тяги


Hosted by uCoz