Главная сайта.
Страница СРТ 1985.
Скоростной рельсовый транспорт в градостроительстве 1985г.

Берлин


Сеть линий СРТ в пределах города (1877-1886 гг).

Сеть линий СРТ в пределах города (1939г).

Сеть линий СРТ в пригородах (1939г).

В Берлине ещё в 1870-1880 гг. была создана наземная сеть пригородно-городских железных дорог, составившая основу будущего регионального экспресс-метрополитена (РЭМ, по немецкой терминологии S-Bahn).

Первая линия внутригородского метрополитена на электротяге в Берлине открылась в 1902 г. Она строилась малогабаритной (ширина вагонов 2,26 м, длина 12,83 м), имела протяженность около 9 км, проложена, в основном, на металлических эстакадах вдоль улиц с шириной не менее 30 м между линиями застройки. Короткие тоннельные участки были сооружены лишь в концах линии. Сеть малогабаритных линий, уже в основном подземных, развивалась до начала 1920-х годов отдельными участками, общая протяженность ее достигла 46,2 км. Станции на этих линиях строили вначале с боковыми, затем с островными платформами длиной 110 м.

Начиная с 1912 г. при строительстве новых линий отказались от малого габарита в пользу более крупного (ширина вагона 2,62 м, длина 18,4 м); первая крупногабаритная линия север—юг протяженностью около 10 км была открыта в 1924 г. Станции на этих линиях сооружали с островными платформами длиной 130 м. К 1939 г. общая протяженность сети берлинского метрополитена достигла 80,1 км с 103 станциями, из которых 17 выходят в состав восьми пересадочных узлов. Сеть к тому времени состояла из пяти линий, расходящихся по 11 радиусам в периферийные районы и пересекающихся на девяти пересадочных станциях с окружной линией, на восьми станциях с радиальными линиями и городскими диаметрами железнодорожной системы S-Bahn (РЭМ).

Линии S-Bahn, электрифицированные в 1924-1929 гг., к 1939 г. расходились 12 радиусами, простиравшимися на 20—25 км от границ города (до 50 км от его центра) в глубь пригородной зоны. Общая протяженность сети 5-Bann в 1939 г. составляла 435 км с 189 станциями, из которых 248 км с 127 станциями располагались в пределах границ города. В отличие от метрополитена, в основном подземного, сеть S- Bahn наземная, за исключением тоннельном городского диаметра север—юг протяженностью 5,9 км с шестью станциями, введенного в строй в 1939 г.

В Берлине тоннели метрополитена сооружают на небольшой глубине, в открытых котлованах с последующей засыпкой и восстановлением поверхности улиц; применяется искусственное понижение грунтовых вод. Система СРТ Берлина, состоящая из региональной сети и метрополитена, была в 1930-е годы одной из наиболее совершенных в градостроительном отношении . Некоторые периферийные участки линий строили на свободных территориях, предназначавшихся под жилищное строительство, размещение предприятий и т.д., причем проекты застройки и уличных сетей таких районов ориентировались на создание удобных подходов и подъездов к станциям.

При строительстве открытой в 1931 г. радиальной линии в восточной части Берлина была реконструирована площадь Александерплац, под которой возник узел трех линий метрополитена с обширным подземным распределительным залом, в котором разместили магазины, киоски и тд. Была осуществлена пробивка магистрали Франкфуртер-аллее (ныне Карл-Марк-аллее) с прямым выходом ее на площадь. Выходы всех станций этой линии соединялись с подуличными пешеходными переходами; одновременно с тоннелем метро сооружали коллекторы для городских инженерных коммуникаций, реконструировали (расширяли на полную ширину магистрали) все железнодорожные путепроводы, расположенные над трассой.

В конце 1920-х —начале 1930-х годов была разработана комплексная схема развития скоростного рельсового транспорта на территории Большого Берлина и его .агломерации. Это были последние работы по развитию СРТ в Берлине до захвата власти фашистами; до конца развязанной ими войны строительство практически не возобновлялось.

В 1939 г. территория Берлина составляла 870 км2 с населением 4,5 млн. чел. После разгрома фашизма и восстановления разрушений в результате раздела Берлина его система СРТ также разделилась на две самостоятельные части, соответственно Берлина — столицы ГДР и Западного Берлина.

В Западном Берлине (территория 481 км2, население 2,2 млн. чел.), не имеющем выхода в пригородную зону, все линии бывшего экспресс-метрополитена ( S-Bahn ) превратились в чисто внутригородские и не получили дальнейшего развития. За послевоенный период построено несколько новых линий метрополитена (при полной ликвидации трамвая). В 1980 г. западноберлинский метрополитен имел две малогабаритные и четыре крупногабаритные линии общей протяженностью 101 км с 128 станциями, из которых 34 образуют 17 пересадочных узлов. Среднее расстояние между станциями 0,78 км. Протяженность сети S - Bahn 137 км с 77 станциями, среднее расстояние между которыми 1,78 км .

Берлин — столица ГДР (территория 403 км2, население 1,6 млн. чел.) развивает связи со своей агломерацией, чем объясняется важное значение для города системы S- Bahn , сохраняющей здесь полностью функции регионального экспресс-метрополитена. Протяженность сети составляет 165 км с 78 станцией, в том числе в пределах города 106 км с 53 станцией (среднее расстояние между ними 1,0 км) и в пригородной зоне 61 км с 25 станциями (среднее расстояние 2,44 км). За послевоенный период в столице ГДР построены новые электрифицированные линии общей протяженностью 42 км, из которых одна идет в обход территории Западного Берлина для выхода на пригородную линию в Ораниенбург, другие - к центральному аэропорту Шёнефельд, в город Штраусберг и в новые жилые районы на востоке города. Метрополитен имеет одну малогабаритную и одну крупногабаритную линии общей протяженностью 16 км с 23 станциями (среднее расстояние между ними 0,72 км).


Hosted by uCoz